Linkuri accesibilitate

Провожая 2016 год. США и Сауды – конец старой дружбе?


Ближний Восток был, есть и будет главным очагом нестабильности в мире. Но он «хорош» и тем, что подбрасывает экспертам всякие сюрпризы вроде парадоксальных ситуативных союзов, особенно в сирийском кризисе, или разрыва привычных «шаблонов» регионального расклада сил. «Арабская весна» почти до основания развалила привычный арабский мир и вызвала серьезные изменения в плоскости «союзник – соперник». Смена власти в Иране в 2013 году, в свою очередь, ускорила сложный долгосрочный процесс переформатирования Большого Ближнего Востока с учетом интересов и возможностей Исламской Республики.

С другой стороны, широкой ревизии были подвергнуты отношения между ключевыми партнерами – Саудовской Аравией и Соединенными Штатами. При Обаме была сделана ставка на расширение связей с Ираном, невзирая на противодействие Аравии, и сейчас неизвестно, будет ли новый американский президент Дональд Трамп основательно пересматривать этот подход. Во всяком случае, не Обама, а как раз Конгресс, контролируемый республиканцами, в конце сентября преодолел вето президента по закону «О правосудии против спонсоров терроризма» (The Justice Against Sponsors of Terrorism Act – JASTA), или, как его прозвали в прессе, закону «11 сентября» («9/11» bill). Отныне у граждан США есть право обращаться с судебными исками против Саудовской Аравии, требуя компенсаций за соучастие этой страны в организации терактов 11 сентября 2001 года. И теперь, когда республиканцы после выборов 8 ноября не только взяли Белый дом, но и укрепили контроль над обеими палатами Конгресса, у меня есть сомнения в том, что закон может быть отменен.

Авторитетное американское издание The National Interest в связи с принятым законом ставит три вопроса. Первый: следует ли американским официальным лицам оказывать поддержку семьям погибших и пострадавших 11 сентября в их судебных исках против саудовских властей? Второй: следует ли правительству США побуждать саудитов к внесудебному урегулированию споров? Третий: если суд вынесет обвинительный приговор, но не будет указан (виновным) ни один саудовский чиновник, должны ли американские суды заморозить инвестиционные активы, такие как саудовские суверенные инвестиции в американские частные инвестиционные компании или саудовские фонды, которые хранятся в США для обеспечения их крупных военных закупок?

«Отвечая на эти и другие сложные вопросы, следующий американский президент (текст написан 7 октября – Э.В.) должен будет руководствоваться двойной ответственностью, - говорится в статье. – Первая и очевидная ответственность – перед американскими гражданами. Если саудовские чиновники действительно были вовлечены в атаки 11 сентября…, тогда граждане США должны обратиться в суд и американские официальные лица должны их поддержать…». Вторая ответственность, по мнению издания, относится к глобальной стабильности и ответственности США за ее поддержание. Ведь принятый закон фактически отменяет «суверенный иммунитет» иностранных государств перед американскими судами. А это, в свою очередь, может спровоцировать месть против американских чиновников или военнослужащих.

Само собой, саудиты отчаянно пытались противостоять принятию законопроекта и, как пишет агентство Bloomberg, запустили высокопрофессиональные лоббистские кампании, когда даже крупные чиновники звонили сенаторам. Однако, по словам неназванного старшего эксперта Конгресса от Демократической партии, сегодня влияние Саудовской Аравии на Капитолийском холме не столь сильно, как десять лет назад, когда цены на нефть были несоизмеримо выше.

А газета «Коммерсант» напоминает, что министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр угрожал распродать американские активы Эр-Рияда на сумму около 750 млрд. долларов, чтобы избежать их возможной заморозки в случае принятия закона. При этом Аравия по-прежнему отрицает свою причастность к теракту 11 сентября, хотя 15 из 19 террористов были подданными этой страны.

«Еще несколько лет назад… монархии региона озаботились поиском баланса во внешней политике и стали интенсивнее выстраивать свои торговые взаимоотношения, в том числе с Китаем и Россией, однако до сих пор США все равно оставались одним из ведущих торговых партнеров для стран Персидского залива», - заявила «Коммерсанту» директор Центра арабских исследований РУДН Ирина Айдрус. По ее словам, новый американский закон послужит для Эр-Рияда еще одним поводом «более интенсивно диверсифицировать свои внешнеэкономические связи и внешнеторговых партнеров».

«В саудовском МИДе пригрозили США «ужасными последствиями» недавнего решения», - напомнил газете директор программы по изучению стран Персидского залива Центра западно-азиатских исследований Школы международных исследований Университета им. Джавахарлала Неру (Индия) Афтаб Камаль-паша. По его мнению, МИД намекал на возможную дальнейшую радикализацию населения страны: «Многие саудовцы уже поддерживают «Исламское государство» и «Аль-Каиду», критикуют свое государство за то, что оно занимает компромиссную позицию по отношению к Западу и не является по-настоящему исламским». Теперь у Эр-Рияда появился повод для того, чтобы задуматься о корректировке своей политики, говорит эксперт.

Всё вышеизложенное временно «зависает» в ожидании прихода Дональда Трампа в Белый дом. Между тем, некоторые сигналы уже есть. Так, издание Конгресса The Hill со ссылкой на информированные источники сообщает о появлении новой кандидатуры на пост госсекретаря США. Это будто бы исполнительный директор нефтяного гиганта Exxon-Mobil Рекс Тиллерсон. Помимо прочего замечу, что данный господин в 2013 году получил из рук Владимира Путина Орден «Дружбы народов».

Но сейчас нас интересует саудовское направление, а там тоже есть «странности». Так, британская газета The Financial Times в октябре писала о разногласиях между Тиллерсоном и министром энергетики Саудовской Аравии Халидом аль-Фали. Так, исполнительный директор Exxon-Mobil сказал, что страхи по поводу падения поставок, вызванного резким сокращением добычи, были развеяны гарантиями наличия больших запасов топлива в Штатах и добычей собственных сланцевых углеводородов. Господин Тиллерсон подтвердил наличие огромной ресурсной базы в Северной Америке и тем самым намекнул саудитам на то, что они уже не уникальны, как раньше.

Хотя Республиканская партия США традиционно считается лоббистом нефтяных компаний, нужно смотреть на эту проблему шире, с учетом современных трендов в области мировой политики и особенно научно-технических достижений. Западный мир семимильными шагами идет к альтернативной энергетике и снижению зависимости от внешних поставщиков (Ближний Восток, Россия). Сейчас стало модным говорить, что каменный век закончился не потому, что закончились камни, а значит, и нефтяной век закончится раньше полного истощения запасов. А еще нужно помнить про обещания Трампа максимально снизить зависимость американской экономики от внешних рынков и поставщиков. В связи с этим можно предположить, что и Саудовская Аравия не будет играть такой большой роли для США. То есть политика Обамы продолжится. Может быть…

XS
SM
MD
LG