Linkuri accesibilitate

Итоги приднестровских выборов: разгром сторонников Шевчука


29 ноября в Приднестровье состоялись выборы в Верховный Совет и местные советы народных депутатов. Непризнанная республика впервые проводила голосование на двух уровнях, но основная интрига, как и следовало ожидать, складывалась вокруг высшего законодательного органа. Забегая вперед, замечу, что команда действующего лидера Приднестровья Евгения Шевчука потерпела сокрушительное поражение. Его основной соперник – партия «Обновление», контролируемая местным монополистом, фирмой «Шериф», - получила не простое, а конституционное большинство. По меньшей мере, оппозиционная партия сумела не просто отыграть потерянные мандаты (в предыдущем созыве некоторые «обновленцы» перешли в лагерь Шевчука), а приобрести еще несколько мест сверх того.

Интересно посмотреть на список депутатов нового созыва. Среди них мы, в частности, найдем директора «Шерифа» Дмитрия Огирчука, который сменил и в офисе фирмы, и в парламенте Илью Казмалы, оставившего свои посты в апреле 2012 года. Из фигур, близких к холдингу, есть первый замдиректора Порфирий Шкильнюк; начальник службы безопасности и бывший министр внутренних дел Приднестровья Вадим Красносельский; младший сын президента ООО «Шериф» Виктора Гушана – Евгений Гушан. Есть также руководители аффилированных с фирмой предприятий: глава правления ЗАО «Агропромбанк» Владислав Тидва, директор завода «КВИНТ» Олег Баев, директор текстильного комбината «Тиротекс» Андрей Межинский (к слову, брат бывшего главы МВД Молдовы Валентина Межинского и сам бывший замминистра ВД Приднестровья – такая вот реинтеграция в рамках отдельно взятой семьи).

Среди противников Евгения Шевчука мы находим и известного приднестровского политолога и журналиста Андрея Сафонова, который находился в оппозиции нынешней власти с самой ее смены в декабре 2011 года. При этом список победивших кандидатов от команды президента непризнанной республики выглядит куда как скромнее. Здесь значится сопредседатель Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья Олег Беляков; бывший член «Обновления», перешедший к Шевчуку Андрей Сипченко; председатель Приднестровской компартии Олег Хоржан, а также действующий премьер-министр Татьяна Туранская. Всего в новом Верховном Совете насчитывается девять сторонников Шевчука – во всяком случае, так утверждает оппозиционный Интернет-ресурс Anonymouse.

Таким образом, к «Обновлению» - не только формальные члены партии, но и к «сочувствующие» - можно отнести 34 депутата. В 43-местном парламенте конституционное большинство составляет 29 голосов, и это значит, что у противников Евгения Шевчука железобетонные позиции. Как минимум это может привести к регулярному преодолению президентского вето, а как максимум – к отрешению главы республики от власти (Ст. 75 Конституции непризнанного Приднестровья). И ведь через год в Левобережье пройдут президентские выборы, так что Шевчук может забыть о своей инициативе по изменению Основного закона (избираться не народом, а парламентом). Ему бы этот год продержаться – а с учетом резкого падения популярности его шансы в декабре 2016 года выглядят призрачными.

Надо сказать, что президентская команда поначалу выразила несогласие с итогами выборов и заявила о фальсификациях. В приднестровском сегменте Facebook в течение понедельника распространялась информация о намерении сторонников Шевчука провести бессрочный митинг перед зданием ЦИК, требуя не то пересчета голосов на ряде участков, не то полной отмены итогов выборов. Однако к вечеру вторника стало ясно – проигравшая сторона признала свое поражение. Без каких-либо политических заявлений Евгений Шевчук подписал указ об отставке правительства в связи с переходом главы Кабинета Татьяны Туранской в Верховный Совет.

«Майдан» не состоялся, зато прокуратура республики выступила с предупреждением об ответственности за проведение несанкционированных митингов. Получилась парадоксальная ситуация: близкий к Шевчуку прокурор Александр Дели предупреждает близких к Шевчуку людей (других у здания ЦИК и не было). Так или иначе, акция закончилась ничем. Президентская администрация решила не педалировать силовой сценарий…

Осталось понять, почему же молодой приднестровский лидер всего за четыре года стал вызывать такое резкое неприятие у приднестровских жителей. «Нужно понимать, что в своё время Шевчук пришёл к власти на волне очень высоких ожиданий. Общественное мнение было склонно наделять его даже теми качествами, которыми он, возможно, не обладал. Отсюда и определённая степень разочарования, когда реальность начала брать своё. Естественно, не добавляют Шевчуку популярности и некоторые предпринятые им меры… – как, например, замораживание зарплат и пенсий», - заявил в интервью кишиневскому бюро газеты «Московский комсомолец» бывший министр иностранных дел Приднестровья Владимир Ястребчак.

Он же в беседе с корреспондентом издания Newsmaker сказал, что жители Приднестровья устали от попыток навязать им выбор, устали от агрессивной «антиолигархической» риторики. «Кандидаты, связанные с «Обновлением», стали восприниматься не индивидуально, а единым целым. Наклейка «оплачено «Шерифом»… стала восприниматься как знак качества. Поэтому протестное голосование приняло такой характер и масштаб», - сказал эксперт. Ястребчак уверен, что для многих избирателей «делом принципа» стало голосование против близких к Шевчуку людей, а т.к. реальной альтернативой оказалось «Обновление», оно и получило львиную долю голосов.

От себя отмечу внимательность и информированность жителей Левобережья: там функционирует не партийная, а мажоритарная система, т.е. люди оценивают качества личности, а не идеологии. И при всём этом приднестровцы поняли, кто есть кто, и сознательно проголосовали против представителей команды Шевчука, хотя еще пять лет назад клеймо «человек Шерифа» вызывало отторжение. Вот так меняются настроения…

Я полагаю, приднестровский лидер должен провести работу над ошибками, причем очень быстро, потому что после Нового года непризнанная республика неофициально вступит в президентскую кампанию. Не знаю, что предпочтет команда Шевчука – конфронтацию с Верховным Советом или компромисс при рассмотрении наиболее острых проблем региона, включая компенсацию ранее урезанных зарплат и пенсий. Вообще это странное решение было фатальной ошибкой президента. Бюджетная сфера – это святая святых социальной системы Приднестровья, где число пенсионеров уже превышает число занятых в производственной сфере. Бюджетники – наиболее лояльные власти люди, и ножа в спину со стороны Шевчука они не простили.

Второй по значимости ошибкой было повышение тарифов на газ для промышленных предприятий – директорский корпус не забыл этого Шевчуку. Если прибавить личную неприязнь главы республики к партии «Обновление» (сначала соратники не поддержали его в ходе противостояния со Смирновым в апреле-июле 2009 года, а затем и вовсе изгнали из рядов партии летом 2010 года), мы получим «картину маслом». К этому я могу добавить только одно: мои информированные источники в Тирасполе говорят, что Шевчук, бывший когда-то в системе «Шериф», нащупал ее слабые места, принялся методично расшатывать всесильный холдинг и вполне может добить его. Продолжит ли он эту «работу», сказать трудно. Но предстоящий год в Приднестровье будет непростым…

Читайте также:

«Живи еще хоть четверть века…». К юбилею непризнанной республики

Приднестровье в предвыборном омуте. Часть 1 Часть 2

XS
SM
MD
LG