Linkuri accesibilitate

Что скрывает осень. Сценарии и риски молдавских выборов


Отгремел первый тур всенародных выборов президента Молдовы. Мало кто сомневался в том, что дело не закончится 30 октября – слишком высоки ставки, слишком напряжены нервы, слишком сложна игра. Но мало кто знает, сколько всего происходило и будет происходить вокруг основных электоральных конкурентов нынешней бурной осенью. Так получилось, что за минувшие два месяца я стал обладателем достаточно ценной инсайдерской информации, которой хочу поделиться с читателями именно сейчас, после 30 октября.

Начну, пожалуй, с разговора, который состоялся у меня в середине сентября с одним известным представителем правого политического лагеря. На мой вопрос о том, почему Демократическая партия (читай – Плахотнюк) выбрала кандидатом в президенты именно Мариана Лупу, собеседник ответил, что господин кукловод «хочет политически похоронить Лупу и заодно Гимпу». Мол, «Плахотнюк устал от этой старой гвардии и хочет от нее избавиться, пустив на заведомо проигрышные выборы».

На мой следующий резонный вопрос, кого же на самом деле поддержит «координатор», источник уверенно сказал, что Плахотнюка вполне устраивает президентство Игоря Додона, но лишь по той причине, что президент левой ориентации будет служить удобным пугалом для Запада в бесконечной игре кукловода между двумя полюсами силы. Проще говоря, домыслил я от себя, наличие Додона-президента позволит сохранить «геополитические качели», на которых до сих пор было очень кататься Плахотнюку. Но мой собеседник подчеркнул, что Додон отнюдь не самый комфортный сценарий для олигарха.

Как видим, за три дня до президентских выборов слова моего источника стали реальностью – Плахотнюк публично вышвырнул Мариана Лупу из гонки под предлогом поддержки общего кандидата от правых сил – Майи Санду. Этот шаг не мог не вызвать вопросов, поскольку «озарение», снизошедшее на Плахотнюка, выглядело чрезмерно картинным, а выражение лиц обоих политиков было отнюдь не озаренным, а как раз озадаченным и раздосадованным.

По словам еще одного из моих собеседников, на «координатора» было оказано колоссальное давление извне. Если в выигрыше от этого осталась Майя Санду, можно догадаться, откуда дул ветер. Но есть нестыковка: третий источник сказал, что давление могло исходить не оттуда, а с противоположного направления, где «спит» уголовное дело, которое может вновь открыться с подачи определенных персон и ведомств и стоить кукловоду свободы. В общем, версий и догадок масса, но я всё же попробовал выстроить несколько реальных сценариев развития событий. Отмечу, что они были составлены до голосования 30 октября, но и сейчас имеют право на существование.

Сценарий первый.

Не в первом, так во втором туре Майя Санду становится президентом, и это категорически не устраивает Плахотнюка, потому что он ее не контролирует или контролирует недостаточно. К тому же американцы в таком случае выстраивают в Молдове полностью прозападную вертикаль власти, и значимость кукловода для них уменьшается. Плахотнюк не сможет иметь такого влияния на Санду, какое он имеет на парламент и правительство – хотя бы потому, что американцы этого не позволят. Рано или поздно это может закончиться крахом всесильного олигарха (некоторые мои собеседники согласились с таким сценарием).

Сценарий второй.

Плахотнюк идет на максимально возможные уступки американцам, Майя Санду выходит во второй тур вместе с Игорем Додоном, но там проигрывает. Додон-президент, как я отмечал выше, позволит кукловоду сохранить геополитический баланс, на котором он продолжит игру между Западом и Востоком. Это комфортная среда для Плахотнюка, но он рискует навлечь на себя гнев американцев, а дальше снова может произойти крах.

Сценарий третий.

Формально подыграв американцам, Плахотнюк на самом деле оказал Майе Санду медвежью услугу: публичная поддержка со стороны кукловода равносильна публичному осквернению. И тем же вечером 27 октября госпожа Санду на своей странице в Facebook категорически отвергла помощь со стороны олигарха. Соответственно, «помощь» была не чем иным, как провокацией или попросту «подставой».

Сценарий четвертый.

Плахотнюк попросту умывает руки. Поскольку ему неудобен ни один, ни другой фаворит, олигарх формально пошел на уступки американцам, убрав с дороги Лупу, но потом он скажет им, что ничего не может поделать с волей народа, который выбрал Додона. Это не в стиле Плахотнюка – сколько раз у него были ложные уходы и отступления! И чудеса с подсчетом голосов в ночь на 31 октября показали, что кукловод по-прежнему в игре, но сейчас, видимо, пошла та самая крупная игра по внешнему периметру.

Можно только представить, как зашкаливало давление и уровень сахара в крови западных дипломатов и заодно молдавских «придворных» миллионеров при виде первоначальных 56%, отданных за Додона. Днем 30 октября, еще до закрытия участков, Плахотнюк написал на своей странице в Facebook «Встретимся во втором туре!». Партия сказала «Надо!» - комсомол ответил «Есть!». Едва появились первые предварительные данные по итогам выборов, рейтинг Додона стал стремительно падать, а рейтинг Санду – так же последовательно расти. И, будьте любезны, второму туру быть! Впрочем, данные ЦИК, который ночью так оперативно считал голоса, внезапно «зависли» на отметке 97,98% подсчитанных протоколов. Прошли почти сутки с момента закрытия участков, а оставшиеся 2,02% никак не могут посчитаться, и предварительных (но полных) итогов выборов всё еще нет. У Додона пока 48,72%, у Санду – 37,96%.

Что это – вопиющее разгильдяйство или демонстративный жест кукловода? Мол, «выборы закончатся, когда я решу». Что и как он решает, большой вопрос, ибо налицо торг с внутренними и внешними игроками, а цена вопроса, рискну предположить, - гарантии для кукловода. Ибо, как согласились со мной многочисленные коллеги, Плахотнюк под давлением американцев загнал себя в узкий коридор. Теперь его пространство для маневра уменьшилось, и он сейчас чувствует себя очень некомфортно.

Однако и это не всё. Некоторое время назад источники в экспертном сообществе рассказали мне о планах «подрыва» Партии социалистов. По словам моего собеседника, есть некий список из семи депутатов парламента от ПСРМ, которые после парламентских выборов (неважно, будут они очередными или досрочными) выйдут из фракции и присоединятся к «платформе» олигарха. То есть сработает сценарий 2015 года, когда депутаты «группы Решетникова – Ивановой» покинули Партию коммунистов и создали «Социал-демократическую платформу», которая действует в унисон с пока существующим Альянсом «За европейскую интеграцию». Кстати, о том, что ПКРМ будет взорвана изнутри, источники рассказали мне еще в мае 2014 года.

И вот сейчас аналогичная схема продумывается против Партии социалистов. Более того, один из этих семи человек (собеседник не назвал никаких фамилий) может выйти из ПСРМ буквально сейчас, перед вторым туром выборов, чтобы демонстративно нанести удар по репутации Игоря Додона и снизить его шансы на победу 13 ноября. По словам моего источника, этот без пяти минут перебежчик еще в прошлом году активно расспрашивал сотрудников секретариата парламента: «А как можно перейти из одной фракции в другую?». Мой источник затруднился ответить на вопрос о том, знает ли сам лидер ПСРМ о наличии «подрывников», но он выразил уверенность в том, что зарубежные партнеры Игоря Додона будут очень огорчены таким развитием событий. Какие же сценарии сработают в непредсказуемой молдавской политике, покажут ближайшие две недели…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Libera

XS
SM
MD
LG