Linkuri accesibilitate

…И стали бедные еще беднее. Новый опрос в Молдове.


Главным общественно-политическим событием уходящей недели в Молдове стало обнародование итогов очередного Барометра общественного мнения, проведенного Центром социологических исследований и маркетинга CBS-AXA по заказу Института публичных политик. Опрос был проведен в период с 28 марта по 7 апреля 2015 года в 85 населенных пунктах страны, за исключением Приднестровья. Всего опрошено 1104 человека старше 18 лет, погрешность составила 2,8%.

Сразу скажу, что итоги исследования ошеломляют «с порога». Первые же показатели не оставляют сомнений в том, что результаты опроса придутся не по нраву правящим кругам Молдовы. Так, 75,4% считают, что страна движется в неверном направлении. В ноябре 2014 года таких было 61%, в апреле 2014 года – 68%. За 5 месяцев число скептиков увеличилось на 15%, что вполне объяснимо. Ведь выборы прошли, романтика закончилась, зато началась вакханалия на валютном рынке, которая сначала обесценила лей на 30-40%, потом вернула его к начальным позициям (если не считать, что доллар на мировом рынке резко подорожал к евро). Это, однако, не помешало импортерам взвинтить цены на продукцию – на отдельные виды продовольственных товаров цены поднялись на 50%, некоторые лекарства подорожали вдвое, а уж о промышленных товарах и говорить нечего.

Как следствие этого, на вопрос «Как вы оцениваете экономическую ситуацию в сравнении с прошлым годом?» в апреле почти 34% ответили «Стало немного хуже» и около 29% - «Стало намного хуже». Еще 26% не увидели изменений, а около 8% заметили небольшое улучшение.

Интересно сравнить новые данные с предыдущими. В апреле 2014 года 45% респондентов не заметили изменений, 17% сказали «Стало немного хуже», а 15% оказались пессимистичнее. Зато сразу 20% ответили «Стало немного лучше», а 1% чувствовали себя еще лучше. В ноябре 2014 года отсутствие изменений зафиксировали 43% опрошенных, 26% увидели небольшое улучшение, а 2% - значительное улучшение. В то же время число ответивших «немного хуже» составило 17%, а «намного» - 10%.

То есть всего лишь пять месяцев назад число умеренных и больших оптимистов сократилось в совокупности с 28% до 8% - более чем втрое. В то же время число их идейных противников выросло в сумме с 27% до 63% - более чем вдвое. И это, повторю, за 5 месяцев!

Еще цифры. В апреле 2014 года на вопрос «Как вы оцениваете текущие доходы вашей семьи?» 34% сказали, что денег им не хватает даже на самое необходимое. 41% признались, что доходы покрывают только самые необходимые расходы. Еще 16% сказали, что денег им хватает для достойной жизни, но они не могут позволить себе дорогих покупок. Другие 7% признались, что порой позволяют себе и дорогие вещи, но при этом вынужденно ограничивают себя в других областях. И лишь 1% ни в чем себе не отказывает.

В ноябре 2014 года 30% ответили, что им не хватает даже на самое необходимое. Еще 45% - хватает только на это. Те же 16% сказали, что денег достаточно, но без дорогих вещей. Еще 6% позволяют себе покупать недешевые вещи, ограничиваясь в другом. Ни в чем себе не отказывают 2%.

В апреле 2015 года резко выросло количество граждан, чьи доходы недостаточны даже для самых необходимых вещей, - почти 42%, при этом количество «середняков» сократилось до 43%. Число тех, кто живет достойно, но не позволяет себе дорогих покупок, уменьшилось до 12%. Также уменьшилось количество людей, позволяющих себе дорогие вещи с самоограничением в других областях, – 2,6%. Наконец, сегмент самых обеспеченных почти исчез – 0,5%.

То есть с ноября по апрель объем доходов сократился в совокупности у 22% опрошенных жителей Молдовы. Даже богатые стали беднее, а уж бедняки сполна почувствовали на себе «прелести» сомнительных игр в банковской и валютной сфере. Между прочим, именно рост цен был назван гражданами самой волнующей проблемой страны.

С другой стороны, логично, что в подобной ситуации доверие людей к власти и ее персоналиям будет хуже некуда. В рейтинге политиков совокупный положительный рейтинг («Определенное доверие» и «Очень много доверия») у бывшего премьера Юрия Лянкэ – ровно 37%. На втором месте мэр Кишинева Дорин Киртоакэ – почти 34%. Третьим идет лидер Партии социалистов Игорь Додон – у него 31%.

На другом полюсе, как обычно, располагается вице-председатель Демократической партии Влад Плахотнюк с фантастическим антирейтингом – более 87% («Не очень доверяю» и «Вообще никакого доверия»). Недалеко от него ушел бывший премьер-министр Влад Филат – у него 84% «негатива». Сразу следом идет президент РМ Николае Тимофти – 83%.

Плохие показатели Плахотнюка и Филата отразились на их партиях. На вопрос о том, за какую партию проголосовал бы респондент, если выборы состоятся в ближайшее воскресенье, за либеральных демократов выразили готовность проголосовать 7,1%. Между тем, на выборах 30 ноября 2014 года за «зеленых» проголосовали чуть более 20%, а в 2010 году – почти 30%. Падение, как видим, очень болезненное.

Демократическая партия выглядит еще хуже. В апрельском опросе за нее выразили готовность проголосовать 5,7%, в то время как на последних выборах число сторонников составило 15,8% (по крайней мере, так утверждают официальные данные). В 2010 году у ДПМ было 12,7%.

«Свободное падение» продолжается у когда-то всемогущей Партии коммунистов – жалкие 11,3% опрошенных. Это еще меньше, чем смехотворные 17,5% на выборах 2014 года. А в 2010 году у ПКРМ было почти 40%...

У оппозиционной Партии социалистов результаты впечатляют: 16% рейтинга доверия. Напомню, что на выборах 2014 года ПСРМ получила более 20% голосов и первое место по числу мандатов, что, однако, не помешало соперникам Игоря Додона оставить партию в оппозиции.

Достаточно весомый рейтинг зафиксирован у двух новорожденных партий: Народной Европейской партии Юрия Лянкэ и «Нашей партии» Ренато Усатого. У них, соответственно, 6,2% и 6,5%. Либералы Михая Гимпу из-за неучастия в правительственной коалиции укрепили позиции – видимо, перетянув на свою сторону разочаровавшихся сторонников ЛДПМ. У ЛП, согласно опросу, 11%, что превышает результаты выборов 2014 года (9,7%) и 2010 года (10%).

Словом, политическое поле Молдовы раскололось не только по принципу «эти за Европу, а те за Таежный союз», но еще и по принципу «Кто настоящий европеец». В этом смысле мы имеем, условно говоря, «настоящих» левых в лице Партии социалистов и «Нашей партии», «не правых и не левых» в лице ЛДПМ, ДПМ и псевдооппозиционной ПКРМ и «настоящих» европейцев в лице НЕП и ЛП. Вот так социально-экономические проблемы граждан Молдовы плавно и незаметно перетекают в проблемы внешнеполитического выбора. И там ситуация еще хуже для властей, гораздо хуже.

Продолжение следует…

XS
SM
MD
LG